
«О планировании в группах раннего возраста».
Ранний возраст является сензитивным периодом для развития многих функций в жизни ребенка.
Прямохождение, речевое общение и предметная деятельность —основные достижения данного возраста. Овладение речью — главное новообразование раннего возраста. Эмоционально-личностное общение – это ведущий вид деятельности ребенка 1 года жизни. Овладение продуктивной и репродуктивной предметной деятельностью является наиважнейшей развивающей задачей для педагогов и родителей, воспитывающих детей 2-го и 3-го года жизни. Третий год жизни характеризуется становлением творческой (изобразительной, конструктивной и др.) деятельности детей, началом индивидуальных предметных игр, появлением и развитием символической функции в игре, переходом от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению, началом процесса активного экспериментирования во внешней действительности с целью ее более глубокого познания, появлением способности решать задачи методом догадки (инсайта).
Ранний возраст – это естественный этап в жизни ребенка. Процесс его воспитания и развития становится продуктивным лишь при условии адаптации к возрастным особенностям ребенка, умении направить его и поддержать на основе эффективного применения проектировочной деятельности.
СПОСОБЫ
взаимодействия взрослого с детьми:
В зависимости от умелости конкретной группы детей, потребности во взрослом педагог определяет свою роль в ОП:
• прямой соучастник – обучающий, содействующий, контролирующий,
• рядом в роли партнера: сопереживающий, поощряющий ребенка, стимулирующий на повторные действия или направляющий на поисковые действия.
• или он создатель развивающей среды – косвенный соучастник, ценитель детской деятельности и поведения.
Путь освоения любого действия или деятельности детьми раннего возраста:
• от первоначальных самостоятельных проб к совместным, частично совместным и все более уверенным и смелым самостоятельным действиям;
• от выполнения действий по образцу, словесному предложению воспитателя к действиям по собственной инициативе;
• от элементарно усвоенных способов действий к их переносу в разные вариативные условия (вариативность орудия действия, вариативность материалов, вариативность ситуаций) к попытке творческого решения задач (на уровне предпосылок творческого поведения).
Для полноценного развития детей раннего возраста необходимо создать в групповом помещении необходимые условия, оборудовать предметно-развивающую среду.
В последнее время, в связи с постоянно меняющимися требованиями к планированию ВОР с детьми, педагоги испытывают трудности. В таблице представлен анализ недостатков проектировочной деятельности педагогов и пути выхода из сложившейся ситуации.
Алгоритм разработки комплексно-тематического плана:
1 шаг – комплексно-тематический план работы с детьми группы на год с объемом представлений и итоговых мероприятий по определенной теме.
2 шаг – перечень задач работы по теме по всем образовательным областям на основе ООП и примерной программы.
3 шаг – формы организации образовательной деятельности по теме: непосредственно образовательная деятельность, образовательная деятельность в режимных моментах, самостоятельная детская деятельность, взаимодействие с родителями воспитанников.
4 шаг – календарное планирование работы с детьми на основе использования первых трех шагов.
Календарный план воспитательно-образовательной работы (приведем ниже структуру его написания в нашем детском саду):
1.Титульный лист (название группы, возраст, год, ФИО. воспитателей).
2.Список детей (ранний возраст- по подгруппам)
3. Схема посадки детей.
4.Лист здоровья (группа здоровья, особые отметки о здоровье ребёнка)
5. Сведения о родителях.
6. Комплексное тематическое планирование на год.
7. Расписание НОД на …-… уч. год.
Перспективное планирование:
ТЕМА: «….» (сроки тематического планирования)
Итоговое мероприятие: «…»
8. Комплексы гимнастик с… по…(с учетом тематики):
- Утренняя
- Артикуляционная
- Пальчиковая
- Развивающая (для глаз, дыхательная)
- Гимнастика после сна.
9. Интеграция образовательных областей по теме «…»(название темы)
Образовательная область и образовательные задачи. |
Интеграция |
10. Расписание НОД по теме «…» с…по…:
- Тема мероприятия, источник , автор.
Дата |
Мероприятие |
Дата |
Мероприятие |
Дата |
Мероприятие |
Дата |
Мероприятие |
Дата |
Мероприятие |
|
Пн |
|
Вт |
|
Ср |
|
Чт |
|
Пт |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11.Календарный план работы по теме «…»:
дата |
Деятельность с группой (подгруппой) детей |
Индивидуальная работа с детьми |
НОД |
Организация развивающей среды |
|
Утро |
Утро |
По расписанию НОД Название мероприятия, образовательные задачи, план, материал) |
Внесение игр, атрибутов, оформление выставок и др. |
Прогулка |
Прогулка |
|||
Вечер |
Вечер |
12. Взаимодействие с семьей (тематика консультаций, индивидуальные консультации, посещение на дому, родительские собрания, информация на стендах и др. формы работы)
Лишь комплексный, аналитический подход к планированию работы с детьми раннего возраста способствует оптимизации образовательного процесса.