Как распознать отклонения в речевом развитии ребёнка и определить, что необходимо обратиться к логопеду
Освоение речи - один из наиболее важных этапов в развитии ребёнка. Своевременное развитие речи перестраивает всю его психику, позволяет более осознанно воспринимать явления окружающего мира. Каждый родитель должен помнить, что любое нарушение речи в той или иной степени отразится на развитии и поведении ребёнка. Многие родители ошибочно полагают, что ребёнок вырастет и «выговорится», но это совсем не так. Самая большая ошибка – это бесконтрольно пустить всё на самотек, поэтому необходимо обратиться к логопеду вовремя - одновременно с появлением или задержкой первых слов у ребёнка. Специалист определит уровень развития речи и, если понадобится, назначит коррекционные занятия.
Будьте внимательны!
Признаки нарушения речевого развития у ребёнка очевидны, если:
- к году он не может произнести ни слова, не может выполнить простейшие просьбы, во время игры не приносит названную игрушку, не способен адекватно реагировать на похвалу и на замечания по поводу неправильного поведения;
- к 1 году 4 месяцам он не может адекватно ситуации употреблять слова «мама» и «папа»;
- к 1году 9 месяцам не может произнести 6 осмысленных слов;
- к 2 годам не может показать части тела, которые ему называет взрослый, не выполняет сложные просьбы типа: «Сходи на кухню и принеси чашку», не узнает близких на фотографиях; словарный запас менее пятидесяти слов; не использует предложения из двух слов («Хочу спать», «Дай пить», «Пойдем гулять» и др.);
- к 2, 5 годам не понимаем разницу между словами «большой» и «маленький»;
- к 3 годам не понимает короткие стихи, рассказы, сказки, не пытается их пересказать, не может показать, какая линия самая длинная, не называет свое имя, пол, возраст; словарный запас менее 250 слов; не использует предложений из трех слов; не использует множественное число существительных и глаголов; не понимает значения простых предлогов;
- в 4 года не знает названия цветов, не считает в пределах пяти, не слушает длинные сказки, не может рассказать ни одного стихотворения; не отвечает на простейшие вопросы: «Кто?», «Что?», «Где?»; речь аграмматична: неправильно использует падежные окончания имен существительных и предлоги; неправильно произносит большую часть звуков: дефект смягчения («сяпка» вместо «шапка», «зюк» вместо «жук»), межзубное произношение звуков «с», «з», «ц», «ч», «щ», смешение звуков («ш» на «с» «сапка» «шапка», а «ж» на «з» «заба» «жаба»); не употребляет фразы, состоящие из 4 и более слов;
- в 5 лет речь неразборчива и непонятна для окружающих; неверно строятся фразы, нарушено согласование имен существительных среднего рода («у машины есть колесы» вместо «колеса»); нередки ошибки в словообразовании: неправильно образует уменьшительно-ласкательные формы существительных («стулик» вместо «стульчик»), относительные прилагательные («кожевый» вместо «кожаный»), притяжательные прилагательные («медведин хвост» вместо «медвежий»), глаголы с приставками («зашивает пуговицу» вместо «пришивает»);
- в 6 лет не может пересказать события прошедшего дня, просмотренного мультфильма или прочитанного рассказа; неправильно произносит звуки родного языка и не различает их на слух. Помните: чем раньше будет выявлен дефект, тем быстрее и легче его можно будет исправить.
В статье использован материал из книги «Логопедия» Е.Н. Краузе.