Пятница, 20.07.2018, 09:26
Приветствую Вас, Гость

Технология научно - исследовательского поиска

и коллекционирования как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста

и формирования их готовности к школьному обучению

Зайцева О.В., зам заведующего по воспитательной и  методической работе , Кузнецова Е.А., воспитатель   МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №48", г. Заволжье.

         В последние годы в теории и практике дошкольного и начального школьного образования наметилась тенденция к переосмыслению основных подходов к обучению. Школьные программы ориентированы теперь на развитие личности ученика, его сознания и деятельности. Большое внимание уделяется формированию целостного  «образа мира». Школьник нового типа – личность внутренне свободная, умеющая творчески относиться к действительности.

         Известно, что около 50% способностей к обучению закладываются в первые четыре года жизни ребёнка, а ещё 30%  - до семи лет (Драйден Г. Вос Д. «Революция в обучении», М. ООО «ПАРВИНЭ», 2003 г. с. 289). Это не значит, что к четырём годам дети приобретают 50% знаний или интеллекта. В течение первых лет жизни созревают основные мозговые структуры, обеспечивающие готовность к обучению. Всё остальное, что человек узнаёт,  и чему научится в  жизни, он будет строить на этом фундаменте. Развитие мозговых структур в дошкольном детстве определяется активностью ребёнка, он рождается с неиссякаемой познавательной потребностью.   Эту мысль подчеркивали многие исследователи: А.В. Запорожец, Д.Б.Эльконин, М.И.Лисина, Н.Н.Поддьяков,  Г.Г.Кравцов, Е.Е.Кравцова, А.М.Лобок и др.

         К настоящему времени в литературе считается возможным выделить два типа активности: собственная активность ребёнка и активность ребёнка, инициированная взрослым.

         Собственная активность ребёнка определяется его внутренними состояниями. Познавательная потребность реализуется в поисковой деятельности экспериментирования и игре. Ребёнок сам ставит цель, определяет задачи и ищет пути их решения.

         Активность ребенка, инициированная взрослым, состоит из:

1.Полностью детерминированной деятельности ребёнка. В этом случае взрослый организует деятельность дошкольника, рассказывает, направляет, показывает. Это, так называемая, деятельность «без проб и ошибок». Это общепринятая тенденция в воспитании и обучении. И она, конечно же, имеет место быть, но нам наиболее интересна следующая.

2.Совместной деятельности ребёнка и взрослого. Этот тип активности подразумевает сотворчество взрослого и ребёнка при движении к единой цели. При этом важна опора на интересы ребёнка, обращенность к его природным способностям, что вызывает положительную эмоциональную реакцию, здесь взрослый включён в деятельность дошкольника как субъект.

Ряд авторов выделяют следующие критерии познавательной активности: :1)вопрос к педагогу (В.Н.Пушкин, Т.И.Шамова, В.И.Антипов, Т.А.Бокарёва); 2)склонность к анализу ошибок, критичность (В.Ф.Сибирякова); 3)склонность к переносу знаний (В.Н.Пушкин); 4)оперирование приобретёнными знаниями и умениями, стремление поделиться информацией с другими (Г.И.Щукина); 5)степень участия в коллективной работе (АЛ.М.Зюбин); 6)стремление узнать причину явления (Т.И.Шамова, А.П.Канищенко); 7)поиск информации в свободное от занятий время (В.И. Антипов, Г.А.Бокарёва, В.С.Ильина).

Наш детский сад уже в течение трёх лет работает по разделу «Формироване естественно-научных представлений», используя метод НИПиК (научно-исследовательского поиска и коллекционирования). Методика является своеобразным «симбиозом» метода проектов, разработанного У. Килпатриком и методики использования «исследовательского фартука», автор - американский педагог Сандра Кейплан. Все вышеперечисленные подходы к интеллектуально-личностному развитию ребёнка были реализованы в методике НИПиК, творчески доработанной и усовершенствованной нашими педагогами. Содержание (тематика) исследований были адаптированы и разработаны с учётом старшего дошкольного возраста. Отметим ещё и тот факт, что большинство тем исследований, запланированных и разработанных в течение года, позволили детям усвоить знания по принципу дифференцированного подхода в обучении, применяемом в образовательной системе «Школа 2100» (руководитель академик А.А.Леонтьев). В работе мы ориентировались как на зону актуального, так и на зону ближайшего развития детей. Предлагаемый нами вариант - это своеобразная педагогическая технология развития уровня познавательной активности.

Эффективность данной технологии обеспечивается созданием следующих условий: 1)построение образовательного процесса на основе личностно ориентированной модели взаимодействия с детьми; 2)учет индивидуальных личностных особенностей и возможностей каждого ребенка; 3)умелое построение предметно-игровой развивающей среды, которая способствует раскрытию интеллектуально-творческого потенциала и формированию предпосылок интеллектуальной деятельности: мотивации, целеполагания, рефлексии, осознания ценности и самоанализа своей мыследеятельности; 4)учет динамики успехов и развития каждого ребенка на основе его прошлых достижений (без сравнения с другими детьми); 5)обеспечение средств для продуктивных видов деятельности, детского экспериментирования; 6)предоставление детям свободы выбора способа получения информации, обеспечение права на ошибку при самостоятельном поиске; 7)предоставление детям возможности привносить добытые ими знания и суждения в процесс изучения нового материала; 8)уважение к идеям и мыслям ребенка, недопущение отрицательной оценки интеллектуальной деятельности детей, обеспечение терпеливой эмоциональной поддержки и внимания; 9)мотивация благополучия через создание ситуации успеха в целях самоутверждения ребенка в собственных глазах, глазах сверстников и взрослых, привитие «вкуса успеха»; 10)вовлечение детей в коллективный, групповой и индивидуальный поиск нестандартных подходов к решению задачи.

В основе педагогической работы лежит идея стимулирования поисковой активности и самостоятельности ребёнка, исключая авторитет силы и насильственное принуждение по отношению к личности. Основные задачи: а)предоставить максимальные возможности для индивидуального развития каждому ребёнку, обеспечить развитие одарённых детей; б)способствовать возникновению познавательной активности дошкольников; в)способствовать формированию у детей умения переходить от учебной к не- учебной деятельности, умения самостоятельно выдвигать гипотезы, делать предположения, формировать способность к анализу и синтезу; г)вооружить дошкольников умением самостоятельно добывать информацию.

Немного подробнее опишем саму технологию использования методики НИПиК. Она рассчитана на работу со старшими дошкольниками (в этом возрасте она была успешно апробирована нами). Но мы допускаем возможность использования её и в младшем школьном возрасте. Методика предполагает использование специального оборудования: «системного стеллажа» и набора карточек-символов. Наиболее важной особенностью технологии является структурирование, т.е. некая алгоритмизация процесса исследования. Рассмотрим ее этапы. Каждый этап работы отражается в знаках-символах, размещённых на ячейках стеллажа, они «дают ключ» к получению информации.

Этапы

Описание этапов работы с детьми

Условное символическое обозначение:

восклицательный знак (! ) - выбрать тему

1 - й

 

п

о

д

г

о

т

о

в

и

т

е

л

ь

н

ы

й

 

Тема может быть предложена, как педагогом, так и юными исследователями. При выборе темы можно использовать событие реальное или придуманное, вызывающее интерес детей и позволяющее ставить вопрос для исследования. На изучение каждой темы отводится не более 2-х недель. В месяц можно брать 1-2 темы в зависимости от заинтересованности  детей. Для возникновения стимула к проявлению познавательной активности, рядом с «исследовательским стеллажом»  были помещены сказочные персонажи - Буратино и Мальвина. Выбор их не был случайным: Мальвина символизирует высокий уровень готовности к школьному обучению, а Буратино- прямую ей противоположность. Мы отметили, что старшие дошкольники проявляют любознательность по отношению к широкому кругу явлений объективной действительности. Вопросы, возникающие у воспитанников, были связаны не только с восприятием конкретных предметов и явлений, но и обусловлены прежним опытом, желанием проникнуть за пределы воспринимаемого невооруженным глазом. Многие из детских вопросов становились в дальнейшем темой исследования. Среди них были и такие: (Женя Ш., 6л.3мес.: «Почему Земля круглая, а люди не падают?»; Артем Л., 6л.3мес: « Можно ли пить вверх головой?»).

 Рассмотрим дальнейшие этапы исследования на примере темы «Ознакомление со свойствами воды».

Условное символические обозначения:

  • силуэт лица человека - (спросить у другого человека)
  • лупа - (провести самостоятельное наблюдение)
  • книга - (посмотреть, прочитать в литературе)
  • компьютер - (посмотреть в компьютере или по телевизору)

2 - й

 

о

с

н

о

в

н

о

й

 

На втором этапе педагог использует следующие функции взаимодействия с детьми: 1.Побуждающая – умение ориентироваться на спонтанность в самоактуализации личности ребенка; 2.Стимулирующая – умение задавать настрой, темп и ритм; 3.Аппелирующая – умение обращаться к эмоциям и чувствам детей; 4.Организующая – умение предопределять ход исследования; 5.Направляющая – умение определять ориентиры и направление хода детской мысли; 6.Активизирующая  – умение стимулировать исследовательскую деятельность.

Естественные науки дают богатый системный и в то же время проблемный, зачастую парадоксальный материал с большим числом новых фактов, позволяет «оживить» основы этих наук, организовать эвристический, эмоционально-переживаемый поиск «моментов истины», «повторения открытий» в программных и реальных образовательных ситуациях. В процессе исследовательской работы над темой «свойства воды» дети «открыли» такие свойства: а)вода в своем обычном состоянии не держит форму; б)вода течет; в)вода раздувается ветром; г)вода испаряется в тепле; д)вода может принимать разную форму; е)форму воды может сохранять только непромокаемый материал; ж)вода, в зависимости от температуры, может пребывать в трех состояниях; з)вода по-разному взаимодействует с разными материалами (она прозрачная, растворяет некоторые вещества, ее можно очищать, она блестит, обладает силой, дерево в воде долго не намокает, есть материалы, пропускающие и не пропускающие воду).

Важным является создание ситуации выбора содержания деятельности, используемых материалов, способов выполнения действий в процессе экспериментирования. Вначале большинство детей планировали свою деятельность, согласуя ее с педагогом. Постепенно неуверенность детей преодолевается, возрастает активность, самостоятельность и творчество в их поисковой деятельности. Познавательная деятельность захватывает детей тогда, когда они могут не только осмотреть и потрогать предмет, но и преобразовать его, изменить, разобрать с целью познания его свойств, внутренних связей и отношений. Каждый ребенок делает зарисовки проведенных опытов в индивидуальных альбомах (используем альбомы небольшого формата). Как правило, данными способами исследования пользуются многие дошкольники. Наш «исследовательский стеллаж» пополнился большим количеством предметов, связанных с темой: видеокассеты, диски с фильмами природоведческого характера, мультфильмы и т.п. Большое количество энциклопедических изданий, художественных произведений появилось на полочке с символическим изображением книги. Некоторые из воспитанников, поговорив со своими близкими, делали зарисовки или просили родителей записать нужную информацию на листе бумаги. Дети справлялись с задачей - собирали важную информацию. Так у нас собралась целая коллекция предметов по тематике нашей работы. «Юные ученые» делились добытыми знаниями со сверстниками, спорили, дискутировали, доказывали правоту. Многие факты надолго остались в памяти ребят. Во время работы у детей интерес проявлялся эмоционально. Большинство воспитанников увлекались процессом познания нового (связи, факты), выражали познавательные эмоции (гордость за решенную ситуацию), справлялись с установлением взаимосвязей, выдвигали интересные гипотезы, проявляли позитивный настрой на освоение новой информации. Можно отметить эмоциональную выразительность речи, мимики, движений при сильной заинтересованности, сосредоточенность и повышенное внимание в процессе изучения информации (пристальное рассматривание воды при проведении эксперимента, стремление обследовать ее свойства, осуществить действия с объектами).

Условное символическое обозначение:

  • смайлик - подведение итогов

3- й

и

т

о

г

о

в

ы

       й

Подведение итога по теме может выражаться в процессе разнообразной детской деятельности. Например, результатом работы по теме «Свойства воды» стала познавательная игра «Самый умный», составление «Большой книги открытий», летний праздник- «День Нептуна». Вариантами могут быть:

- сюжетно-ролевая игра «Лаборатория «юных исследователей»,

- викторины «Умники и умницы», «Что? Где? Когда?», «Поле чудес» и др., - настольно-печатные игры познавательного характера «Волшебное солнышко», «Волшебница вода», -  мероприятия с участием родителей, - создание коллекций по выбранной теме.

  Результативность работы по данной технологии определялась следующими методиками: 1)«ПОЧТОВЫЙ ЯЩИК». Цель: Выявление наличия познавательной активности детей в домашних условиях. Описание: В приемной группы был установлен «Почтовый ящик», в него родители помещали варианты наиболее интересных детских вопросов и высказываний на темы самостоятельных «открытий». Частота и тематика таких вопросов фиксировались педагогом в диагностическом листе.

Области знаний

                   Список детей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Экология

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Естественнонаучные представления

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2)«КОЛЕСО ФОРТУНЫ». Цель: Определение предпочтительных интересов детей, определяющих тематику дальнейшего исследования. Выявить круг, заинтересованных проблемой воспитанников, степень их участия в дальнейшей работе. Описание: работа по данной методике проводится в 2 этапа. 1 этап: Выбор темы исследования. В зоне НИПиК размещалось «Колесо фортуны» - два съемных диска: один из дисков (мы использовали в качестве основы старые грампластинки) разделен на 3 сектора, различающихся по цвету и символизирующих различные области знаний: 1-зеленый- экология; 2-синий- естествознание; 3-красный- человек в истории и культуре.

В каждом секторе педагог размещал один  вопрос по тематике запланированных на месяц занятий по ознакомлению с окружающим и предлагал ребятам сделать свой выбор, поместив соответствующий символ (смайлик) в интересующий сектор. Наибольшее количество выборов в определенном секторе, определяло тему исследования в текущем месяце.

2 этап: диск «Колеса фортуны» меняется на одноцветный, в центр его помещается тема исследования. Дети должны выразить свое отношение к исследуемому вопросу: 1-заинтересованность темой – схематичное изображение улыбающегося «смайлика»; 2-безразличие – соответствующий символ; 3- разочарование – соответствующий символ.  Из  детей, заинтересовавшихся темой, выбираются желающие выступить на занятии.

3)«КОРОБКА С ГРУЗОМ» (методика разработана Веракса Н.Е.).

Цель: Выявление умения к анализу ситуации, критичного отношения к ситуации, стремления узнать причину явления. Описание: Ребенку предъявлялся пустотелый прямоугольный параллелепипед (кубик). Внутри него находился свободно перемещающийся груз. Наклон параллелепипеда в сторону вызывал соответствующее перемещение груза и, следовательно, смещение центра тяжести всей системы. Педагог не должен был раскрывать особенностей внутреннего строения параллелепипеда. Он показывал его ребенку на расстоянии 2-3 м. Придерживая рукой, педагог располагал его на столе так, чтобы большая часть выступала над краем стола. Предварительно груз внутри перемещался так, чтобы в этом положении параллелепипед не падал. Продолжая удерживать его рукой и создавая тем самым иллюзию падения, ребенку задавался вопрос: «Что будет с кубиком, если я перестану его держать?» Дальнейшие действия педагога зависели от ответов детей. Как правило, дети говорили, что кубик упадет. В этом случае педагог поднимал руку и обращал внимание ребенка на то, что кубик не упал. Затем педагог брал в руки кубик и спрашивал ребенка: «Что будет с кубиком, если я опять положу его точно так же и не буду держать? Кубик упадет или нет?»  Если ребенок говорил «не упадет», педагог, прежде, чем поставить кубик на край стола, вызывал наклоном кубика смещение центра тяжести и, отпуская кубик, показывал его падение. Любое выражение желания ребенка разобраться в причине происходящего: вопрос к педагогу, стремление произвести действие с предметом самостоятельно, оценивалось, как проявление познавательной активности.

В заключение приведем цитату Ш.А. Амонашвили, который говорил, что «…Шестилетний возраст - наиболее благоприятный (сензитивный) период умственного развития и социальной подготовки ребенка. Надо воспользоваться этой предрасположенностью, реализовать ее. Иначе без необходимой, соответствующей этому возрасту умственной и нравственной пищи и без мудрой заботы взрослого в малыше могут не раскрыться в полной мере его задатки» (2). В статье «В школу с шести лет» педагог говорит об особенностях педпроцесса при работе с шестилетками: «…В педагогическом процессе ребенка постоянно должно сопровождать чувство свободного выбора…Педагогический процесс должен характеризоваться ярко выраженной развивающей тенденцией». Описанная нами технология, позволяет развивать задатки детей без принуждения со стороны педагогов.

         Очень надеемся на то, что наш опыт работы будет интересен не только педагогам дошкольного образования, но и нашим коллегам- учителям начальных классов.   

 Литература:

1. Амонашвили Ш.А. В школу с шести лет, 1986,\Педагогический поиск. М., Педагогика. С. 8- 49.

2. Драйден Г.,Вос Д. Революция в обучении, М. ООО ПАРВИНЭ, 2003.-289 с.

3.Ломбина Т.Н., Лукша В.Г. Основные направления развития детской активности / Детский сад от А до Я, 2008, №1, С. 78.

4. Флегонтова Н.П. Метод проектов в педагогике Джона Дьюи / Ребенок в детском саду, 2003, №4, С.39-43.