Суббота, 24.02.2018, 17:13
Приветствую Вас, Гость

«Познаем свойства бумаги в процессе знакомства с техникой «оригами».

На первых занятиях по конструированию из бумаги (оригами) мы организовали простое экспериментирование детей с цветной бумагой, для ознакомления детей со свойствами бумаги, разнообразием ее видов. Для ознакомления детей со свойствами бумаги, мы создали необходимые условия: подобрали бумагу разного цвета и плотности. Детям предлагалось действовать с бумагой по своему желанию, они практическим путем сравнивали свойства разной бумаги: удивлялись, что картон плохо сгибается и не мнется, а мягкая бумага легко рвется.
Руководство педагога сводилось к тому, что он направлял деятельность детей вопросами («Что это?», «Что ты взял?»). Воспитатель переводил детей от беспорядочного манипулирования к ориентировочным и поисковым действиям работы с бумагой. Дети непроизвольно складывали бумагу в 2-3 направлениях и получались поделки (лягушка, дом, бабочка). Остальные дети копировали их действия, но не у всех из них получались эти поделки, несмотря на многократные попытки. Для преодоления таких трудностей, мы предлагали детям поэтапно выполнять поделку, демонстрируя каждый этап. Также для того чтобы ребенок мог сам выполнить поделку, мы предлагали детям разобрать готовую поделку и собрать ее потом самостоятельно. Ребенок, выполняя поделку поэтапно, мог представить образ сложного по структуре предмета. В течение этих занятий все дети открыли для себя функциональное назначение бумаги для изготовления поделки. 

«Этапы формирования самостоятельности и творческой инициативы в процессе конструирования в технике «оригами».

На первом этапе воспитатели стремились превратить знакомство с поделками из бумаги в радостное событие: украшали помещение группы в японском стиле, слушали японскую музыку. На занятиях показывали детям игрушки в технике оригами, демонстрируя процесс изготовления их, на основе таких занятий у детей закреплялся интерес к оригами.
После самостоятельного экспериментирования с бумагой, педагогом была организована совместная конструктивная деятельность всех детей. Эта работа проводилась с целью развития детского воображения, интереса к созданию поделки в технике оригами. 
На втором этапе детей обучали азбуке оригами, знакомили их с базовыми формами, учили пользоваться пооперационными схемами. Этот этап был направлен на развитие у детей восприятия, мышления, воображения и освоения ими обобщенных способов и технических приемов конструирования художественной композиции.
Обучение детей искусству оригами на втором этапе начинается со знакомства с базовыми формами, чтобы в дальнейшем ребенок мог изготовлять самостоятельно поделки. Вначале детей знакомили с новыми способами конструирования, используя игровую ситуацию «Волшебное превращение бумажного квадрата». Практическая деятельность детей осуществлялась после подробного рассмотрения художественной иллюстрации. Уточнялось, как называется картина и что на ней изображено. Было представлено несколько иллюстраций, на которых были завершенные и незавершенные действия одного и того же объекта. Педагог предлагал детям рассмотреть готовое изображение (аквариум), далее задавал вопросы и уточнял, чего не хватает в незавершенном изображении. Вклад каждого ребенка заключался в самостоятельном выборе варианта преобразования общей композиции.
На других занятиях задания базировались на освоении детьми пооперационных схем. Ребенок учился преобразовывать обобщенное строение (базовую форму), испытывал эстетические чувства и перестраивал их в художественные образы, используя средства художественной выразительности. Много внимания уделяли мотивации (сделать игрушки для выставки, игрушки для украшения елки).
На третьем этапе конструктивная деятельность детей стала более самостоятельной и целенаправленной. Для формирования у детей умения самостоятельно использовать освоенные способы конструирования из бумаги для создания новых поделок, более сложных конструкций, детям предлагались задачи проблемного характера (выбери цвет бумаги, чтобы получилась веселая или грустная ворона). Решение этих задач требовало переноса знакомых способов конструирования в новые условия и их комбинирования. Педагог учил ребенка, задавая вопросы, самостоятельно конкретизировать замысел будущей поделки, выбирать выразительные средства, реализовывать замысел и контролировать его осуществление. Эти занятия определили у детей особый интерес и желание делать поделки в технике оригами.