Вторник, 25.09.2018, 22:20
Приветствую Вас, Гость

 

Е.В.Бабанина, О.В.Зайцева.

На пороге школы: увлекательные путешествия будущих первоклассников.

  Проблема преемственности между смежными звеньями системы образования всегда была одной из центральных в отечественной педагогике (Б.С.Гершунский, С.М.Годник, Ю.А.Кустов, А.А.Мерк и др.). Ряд ученых полагает, что под преемственностью следует понимать внутреннюю органическую связь общего  физического и духовного развития на границе дошкольного и школьного детства, внутреннюю подготовку к переходу от одной ступени развития к другой (Л.А.Парамонова, А.Г.Арушанова). Другие ученые основным компонентом преемственности считают взаимосвязь в содержании воспитательно-образовательного процесса (Н.В.Нижегородцева, В.Д.Шадриков). Некоторые характеризуют преемственность в  формах и методах обучения (Е.Ю.Аншукова). Нередко высказываются суждения, и мы согласны именно с этой точкой зрения, что преемственность должна осуществляться по всем направлениям, включая цели, содержание, формы, методы, и реализовываться через взаимодействие всех профессиональных уровней. Проектируя образ современного детского сада, мы выбираем модель тесного педагогического содружества коллективов ДОУ и школы. В соответствии с этой идеей, мы определяем для себя стратегию роста, опирающуюся на функционирование детского сада как открытой самоорганизующейся системы, но оставляем за собой право с гордостью называться «детским садом», а не «школой для дошколят», выбирая путь воспитания и образования личности ребенка на основе ценностных идеалов отечественной и зарубежной культуры. Наша «миссия» заключается в том, чтобы предоставить максимальные возможности для индивидуального развития каждому ребёнку, способствовать возникновению познавательной активности дошкольников,  потребности самостоятельно выдвигать гипотезы, делать предположения, формировать способность к анализу и синтезу, вооружать дошкольников умением самостоятельно добывать информацию. Мы также не отрицаем необходимости формирования системы знаний у детей дошкольного возраста, но отводим этой цели лишь вторую ступень «пьедестала», на которую становится дошкольник, получая статус «школьника». Одной из главных задач нового подхода к обучению детей старшего дошкольного возраста мы видим в  перестроении образовательного процесса «в соответствии с возрастными особенностями, его максимальное приближение к способам открытия окружающего мира … (инициативному, личностно значимому, а значит и эмоционально насыщенному экспериментированию, игре и т.п.)» (1).  При условии компетентного руководства мы сможем полностью удовлетворить запрос учителей начальной школы,  способствовать формированию у детей тех новообразований, которые станут основой безболезненного перехода на школьную ступень образования, позволят перейти на качественно новый уровень систематизированного и организованного процесса школьного обучения.

Поэтому при обучении детей старшего дошкольного возраста мы стараемся сделать этот процесс как можно более увлекательным и интересным. Самое главное - создать у дошкольника целостное представление об окружающем. Интеграция образовательного процесса  позволяет ребенку приобрести знания, отражающие взаимосвязь отдельных частей мира, он учится с первых шагов обучения видеть мир как единое целое. Интегративный подход к образованию дошкольника важен и современен. Его актуальность продиктована новыми требованиями, выдвигаемыми школой и социальным запросом, предъявленным к детскому саду. При  таком подходе к обучению возрастает темп изложения учебного материала, что концентрирует внимание детей и стимулирует их познавательную деятельность. При этом интеграция предполагает выполнение трех условий: - объекты изучения должны совпадать либо быть достаточно близкими; - в интегрируемых образовательных областях должны использоваться одинаковые или близкие методы изучения; - интегрируемое содержание должно строиться на общих закономерностях, общих теоретических концепциях.

          Кругозор современных детей значительно шире, чем был раньше. Поддержание познавательного интереса в старшем дошкольном возрасте требует использования разных форм и приемов. В  работе с детьми мы стараемся избегать использования  шаблонов. В данной статье мы хотим поделиться опытом организации непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста направленной на развитие представлений о человеке в истории цивилизации и техническом прогрессе.

         Вокруг нас сотни самых обыкновенных вещей – таинственных незнакомцев. Только  любознательным вещи могут поведать свою историю. У каждой вещи, как и человека, своя биография, своя удивительная судьба. Вещи несут в себе частичку нашей истории. Наши ребята очень любят путешествовать на «машине времени». Такая форма организации интересна детям, несет много необыкновенных открытий, делая окружающий мир интереснее и понятнее. Приведем пример одного из таких «путешествий», на «стоянку первобытнообщинных людей». В процессе такого рода «телепортации» во времени ребята познакомились с их жилищем (пещерой),  бытом. В игре «Узнай по запаху» пытались определять названия знакомых растений. Историю добывания огня древними людьми, дети узнали, проведя эксперимент, по высеканию искр путем удара двух камней друг о друга, трения палочки о дерево. Такого рода задания дают возможность активизировать изобретательные и мыслительные возможности детей. Дети начинают задумываться, как можно выйти из той или иной ситуации, как они поступили бы сами. Развиваются способности изобретательской деятельности. Такие «путешествия» становятся незабываемыми, дают «море» впечатлений, увлекают. Жизнь в детском саду приобретает какой-то определенный смысл, погружаясь «с головой» то в одну, то в другую тему, наши ребята стали  постоянно стремиться к чему-то интересному, непознанному, ощущать радость победы от самостоятельных открытий.  Загадочный мир манил все больше и больше, одно событие плавно перетекало в другое, познание истории стало для нас неотъемлемой частью нашей жизни. Мы стали готовиться, совместно планировать дальнейшие события. Мальчики решили вылепить горшки и миски из глины и во время следующего «путешествия» оставить их в подарок древним людям, а девочки с помощью заостренной палочки составили узор на бересте с использованием древних знаков – это было наше «послание из будущего». Мы конструировали дома, деревья, мебель для макетов жилищ, которые потом использовали в регламентированной деятельности и в режиссерских  играх.

Рисуя динозавров, дети старались передать не только внешнее сходство, но и его характер: каким было это животное (травоядным или хищным, злым или добрым, слабым или сильным).

Тема познания истории древнего мира была поддержана музыкальным руководителем. Благодаря этюдам: «Изобрази животное», «Танец древнего охотника» наши ребята получили возможность  «примерить на себя» тот или иной образ. Такие упражнения как «Песня древнего человека», слушание произведений «Шум дождя», «Шум моря» и т.д. делали наше путешествие более реалистичным, будили нашу фантазию.

Всем нам хорошо известна народная пословица: «Лучше один раз увидеть, чем один раз услышать». Экскурсия – это живое общение, непосредственное наблюдение, встреча с интересными объектами, людьми. В процессе экскурсии решается весь комплекс образовательных задач. Основной задачей, при проведении экскурсий было увлечь детей, вызвать у них желание постигать тайны истории. К каждой экскурсии велась тщательная подготовка. Важным моментом для нас было то, чтобы ребенок пришел на экскурсию с некоторым запасом знаний по теме, о которой пойдет речь, чтобы все его внимание было обращено на рассматривание экспонатов или интересующие объекты. Перед посещением краеведческого музея в городе Городец, мы поговорили с детьми об этапах взросления человека (детство, школьные годы, юность, взрослый человек). Обсудили, можно ли вернуть вчерашний день или снова стать маленьким. Как можно узнать о том, что было раньше? Так постепенно дети пришли к выводу, что рассказать о прошлом могут и вещи, хранимые в семье. Вещи имеют свою судьбу. Они передаются из поколения в поколение. Некоторые вещи хранятся в музеях, становятся реликвиями. Во время предварительной беседы, дети стали вспоминать, что у них дома есть старинные вещи. Тогда мы решили привлечь к нашей работе по данной теме родителей,  и предложили им создать в группе свой «музей старинных вещей». Во время посещения Городецкого краеведческого музея, дети с большим интересом, очень внимательно рассматривали экспонаты, слушали рассказ экскурсовода об эволюции жилища, вещей, предметов быта человека. Некоторые дети «узнавали» в предметах те вещи, которые есть у них дома, у бабушек, в деревне. После посещения краеведческого музея, наш «мини»- музей стал быстрее заполняться новыми экспонатами. Нам удалось заинтересовать не только родителей, но и сотрудников нашего детского сада, которые тоже предлагали экспонаты для нашего музея. Важным моментом в организации такого «музея» явилось и то, что в нем все вещи можно было «потрогать», а с некоторыми даже поиграть, чего не разрешалось делать во время экскурсии.

Экскурсии послужили толчком к развитию творчества детей. В группе мы организовали свою «библиотеку». На прогулках дети вели свои «археологические раскопки», радости детей не было предела, когда раскапывая землю, дети находили какой-то предмет – частичку от игрушки, камешек или пуговицу. Дети рассматривали предметы, вспоминали, кому они могли принадлежать или частью, какого предмета они могли бы быть.

Экскурсии, посещение музея, наши «раскопки» подтолкнули детей к собирательной деятельности. Они стали приносить в группу найденные предметы и постепенно собрали коллекции камешков, ракушек и т.д., из которых в свободное время дети выкладывали «узоры» на песке, ракушки и делали украшения: бусы, браслеты.

Знакомясь с историей возникновения того или иного предмета, дети узнали, что все окружающие предметы возникли не сами по себе, их придумал человек много-много лет назад, когда появилась потребность в них. В изготовление того или иного предмета вложен труд многих людей. Если человек постарался и сделал свою работу «с душой», предмет получился хорошим и людям удобно и приятно им пользоваться. Это вызывает у детей чувство уважения к тем, кто сделал предмет, формирует бережное отношение ко всему, что нас окружает.

 Мы стараемся подвести наших ребят к пониманию того, что в жизни не бывает готовых рецептов и формул. Проблемы большие и маленькие будут встречаться на каждом шагу, дома и в школе. И зачастую знания, не подкрепленные умением самостоятельно мыслить, изобретать, делать открытия оказываются бессильными. Лишь дошкольник, обладающий целым рядом интегративных качеств, уверенный в своих собственных силах может разрушить жизненные стереотипы, стать изобретателем, сделать прогрессивные открытия. Быть может, именно об этих открытиях педагоги конца 21-го века будут вести речь со своими воспитанниками, говоря о развитии цивилизации и техническом прогрессе.

Мы очень надеемся, что дети, прошедшие путь увлекательного знакомства с окружающим миром в стенах нашего детского сада, будут успешно учиться в школе, добьются многого в этой жизни, не потеряют стремления к знаниям.

 

Список литературы:

Григорьева Г.Г. Проблема подготовки детей к школе в свете федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, САЙТ НИРО, июль 2011.