
«О планировании
в группах раннего возраста».
Ранний возраст является сензитивным
периодом для развития многих функций в
жизни ребенка.
Прямохождение, речевое общение и предметная деятельность
—основные достижения данного возраста. Овладение речью — главное
новообразование раннего возраста. Эмоционально-личностное общение – это ведущий
вид деятельности ребенка 1 года жизни. Овладение продуктивной и репродуктивной
предметной деятельностью является наиважнейшей развивающей задачей для
педагогов и родителей, воспитывающих детей 2-го и 3-го года жизни. Третий год
жизни характеризуется становлением творческой
(изобразительной, конструктивной и др.) деятельности детей, началом
индивидуальных предметных игр, появлением и развитием символической функции в
игре, переходом от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению, началом
процесса активного экспериментирования во внешней действительности с целью ее
более глубокого познания, появлением способности решать задачи методом догадки
(инсайта).
Ранний возраст – это естественный
этап в жизни ребенка. Процесс
его воспитания и развития становится продуктивным лишь при условии адаптации к
возрастным особенностям ребенка, умении направить его и поддержать на основе
эффективного применения проектировочной деятельности.
СПОСОБЫ
взаимодействия взрослого с детьми:
В зависимости от
умелости конкретной группы детей, потребности во взрослом педагог определяет
свою роль в ОП:
•
прямой соучастник – обучающий, содействующий,
контролирующий,
•
рядом
в роли партнера:
сопереживающий, поощряющий ребенка, стимулирующий на повторные действия
или направляющий на поисковые действия.
•
или
он создатель развивающей среды – косвенный соучастник, ценитель
детской деятельности и поведения.
Путь освоения любого действия или
деятельности детьми раннего возраста:
•
от
первоначальных самостоятельных проб
к совместным, частично совместным и все более уверенным и смелым
самостоятельным действиям;
•
от
выполнения действий по образцу,
словесному предложению воспитателя к действиям по собственной инициативе;
•
от
элементарно усвоенных способов действий к их переносу в разные вариативные
условия (вариативность орудия действия, вариативность материалов,
вариативность ситуаций) к попытке творческого решения задач (на уровне
предпосылок творческого поведения).
Для полноценного развития детей
раннего возраста необходимо создать в групповом помещении необходимые условия,
оборудовать предметно-развивающую среду.
В последнее время, в связи с постоянно
меняющимися требованиями к планированию ВОР с детьми, педагоги испытывают
трудности. В таблице представлен анализ недостатков проектировочной
деятельности педагогов и пути выхода из сложившейся ситуации.
Алгоритм разработки комплексно-тематического плана:
1 шаг – комплексно-тематический план работы
с детьми группы на год с объемом представлений и итоговых мероприятий по
определенной теме.
2 шаг – перечень задач работы по теме по
всем образовательным областям на основе ООП и примерной программы.
3 шаг – формы организации образовательной
деятельности по теме: непосредственно образовательная деятельность,
образовательная деятельность в режимных моментах, самостоятельная детская
деятельность, взаимодействие с родителями воспитанников.
4 шаг –
календарное планирование работы с детьми на основе использования первых трех
шагов.
Календарный план воспитательно-образовательной работы (приведем ниже структуру его написания в нашем детском саду):
1.Титульный лист (название группы, возраст, год, ФИО. воспитателей).
2.Список детей (ранний возраст- по подгруппам)
3. Схема посадки детей.
4.Лист здоровья (группа здоровья, особые отметки о здоровье
ребёнка)
5. Сведения о родителях.
6. Комплексное тематическое планирование на год.
7. Расписание НОД на …-… уч. год.
Перспективное планирование:
ТЕМА: «….» (сроки тематического планирования)
Итоговое мероприятие:
«…»
8. Комплексы гимнастик с… по…(с учетом тематики):
- Утренняя
- Артикуляционная
- Пальчиковая
- Развивающая (для глаз, дыхательная)
- Гимнастика после сна.
9. Интеграция образовательных областей по теме «…»(название
темы)
Образовательная
область и образовательные задачи. |
Интеграция |
10. Расписание НОД по теме «…» с…по…:
- Тема мероприятия, источник , автор.
Дата |
Мероприятие |
Дата |
Мероприятие |
Дата |
Мероприятие |
Дата |
Мероприятие |
Дата |
Мероприятие |
|
Пн |
|
Вт |
|
Ср |
|
Чт |
|
Пт |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11.Календарный
план работы по теме «…»:
дата |
Деятельность с группой (подгруппой) детей |
Индивидуальная работа с детьми |
НОД |
Организация развивающей среды |
|
Утро |
Утро |
По
расписанию НОД Название мероприятия, образовательные задачи, план,
материал) |
Внесение игр, атрибутов, оформление выставок и др. |
Прогулка |
Прогулка |
|||
Вечер |
Вечер |
12. Взаимодействие с семьей (тематика консультаций,
индивидуальные консультации, посещение на дому, родительские собрания,
информация на стендах и др. формы работы)
Лишь комплексный, аналитический подход к планированию работы с детьми раннего возраста способствует оптимизации образовательного процесса.