Воскресенье, 22.04.2018, 09:19
Приветствую Вас, Гость

«О  планировании  в группах раннего возраста».

Ранний возраст является сензитивным периодом для развития многих функций  в жизни ребенка.

Прямохождение, речевое общение и предметная деятельность —основные достижения данного возраста. Овладение речью — главное новообразование раннего возраста. Эмоционально-личностное общение – это ведущий вид деятельности ребенка 1 года жизни. Овладение продуктивной и репродуктивной предметной деятельностью является наиважнейшей развивающей задачей для педагогов и родителей, воспитывающих детей 2-го и 3-го года жизни. Третий год жизни характеризуется  становлением творческой (изобразительной, конструктивной и др.) деятельности детей, началом индивидуальных предметных игр, появлением и развитием символической функции в игре, переходом от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению, началом процесса активного экспериментирования во внешней действительности с целью ее более глубокого познания, появлением способности решать задачи методом догадки (инсайта).

Ранний возраст – это естественный этап в жизни ребенка. Процесс его воспитания и развития становится продуктивным лишь при условии адаптации к возрастным особенностям ребенка, умении направить его и поддержать на основе эффективного применения проектировочной деятельности.

 

                                                                    СПОСОБЫ 

взаимодействия взрослого с детьми:

    В зависимости от умелости конкретной группы детей, потребности во взрослом педагог определяет свою роль в ОП:

         прямой соучастник  – обучающий, содействующий, контролирующий,

         рядом в роли партнера:  сопереживающий, поощряющий ребенка, стимулирующий на повторные действия или направляющий на поисковые действия.

         или он создатель развивающей среды – косвенный соучастник, ценитель детской деятельности и поведения.

 

Путь освоения любого действия или деятельности детьми раннего возраста:

         от первоначальных самостоятельных проб к совместным, частично совместным и все более уверенным и смелым самостоятельным действиям;

         от выполнения действий по образцу, словесному предложению воспитателя к действиям по собственной инициативе;

         от элементарно усвоенных способов действий к их переносу  в разные вариативные условия (вариативность орудия действия, вариативность материалов, вариативность ситуаций) к попытке творческого решения задач (на уровне предпосылок творческого поведения).

Для полноценного развития детей раннего возраста необходимо создать в групповом помещении необходимые условия, оборудовать предметно-развивающую среду.

В последнее время, в связи с постоянно меняющимися требованиями к планированию ВОР с детьми, педагоги испытывают трудности. В таблице представлен анализ недостатков проектировочной деятельности педагогов и пути выхода из сложившейся ситуации.

Алгоритм разработки комплексно-тематического плана:

1 шаг – комплексно-тематический план работы  с детьми группы на год с объемом представлений и итоговых мероприятий по определенной теме.

2 шаг – перечень задач работы по теме по всем образовательным областям на основе ООП и примерной программы.

3 шаг – формы организации образовательной деятельности по теме: непосредственно образовательная деятельность, образовательная деятельность в режимных моментах, самостоятельная детская деятельность, взаимодействие с родителями воспитанников.

4 шаг – календарное планирование работы с детьми на основе использования первых трех шагов.

          Календарный план воспитательно-образовательной работы (приведем ниже структуру его написания в нашем детском саду):

 

1.Титульный лист (название группы, возраст, год, ФИО. воспитателей).

2.Список детей (ранний возраст- по подгруппам)                                            

3. Схема посадки детей.

4.Лист здоровья (группа здоровья, особые отметки о здоровье ребёнка)

5. Сведения о родителях.

6. Комплексное тематическое планирование на год.

7. Расписание НОД на …-… уч. год.

                 Перспективное  планирование:

     ТЕМА: «….»   (сроки тематического планирования)

 Итоговое мероприятие: «…»

8. Комплексы гимнастик с… по…(с учетом тематики):

  • Утренняя
  • Артикуляционная
  • Пальчиковая
  • Развивающая (для глаз, дыхательная)
  • Гимнастика после сна.

9. Интеграция образовательных областей по теме «…»(название темы)

Образовательная область и образовательные задачи.

Интеграция

 

10. Расписание НОД по теме «…»  с…по…:

  • Тема мероприятия, источник , автор.

Дата

Мероприятие

Дата

Мероприятие

Дата

Мероприятие

Дата

Мероприятие

Дата

Мероприятие

 

Пн

 

Вт

 

Ср

 

Чт

 

Пт

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 11.Календарный план работы по теме «…»:

дата

Деятельность с группой (подгруппой) детей

Индивидуальная работа с детьми

НОД

Организация развивающей среды

 

Утро

Утро

  По расписанию НОД

Название мероприятия, образовательные задачи, план, материал)

Внесение игр, атрибутов, оформление выставок и др.

Прогулка

Прогулка

Вечер

Вечер

12. Взаимодействие с семьей (тематика консультаций, индивидуальные консультации, посещение на дому, родительские собрания, информация на стендах и др. формы работы)


Лишь комплексный, аналитический подход к планированию работы с детьми раннего возраста способствует оптимизации образовательного процесса.