Вторник, 25.09.2018, 22:42
Приветствую Вас, Гость

"ЛЭПБУК как средство обучения в условиях ФГОС"

Развивающаяся педагогика, основанная на требованиях федерального государственного образовательного стандарта к дошкольному образованию, существенно изменила подход к организации образовательной деятельности в детском саду.

     В связи с этим перед педагогом стоит задача поиска новых нестандартных форм сотрудничества с воспитанниками.

Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации системно-деятельностного подхода к образованию является использование лэпбука или иными словами тематической  или интерактивной  папки. Это такая книжка-раскладушка или самодельная бумажная папка с множеством разнообразных деталей, кармашками всевозможных форм, мини-книжками, книжками-гармошками, конвертами разных форм, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему желанию. В этой папке собирается материал по определенной теме.

Лэпбук отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования к развивающей предметно-пространственной  среде:

  • информативен (в одной папке можно разместить достаточно много информации по определенной теме, а не подбирать различный дидактический материал),
  •  полифункционален: способствует развитию творчества, воображения, есть возможность использовать его как с подгруппой детей, так и индивидуально; обладает дидактическими свойствами, является средством художественно — эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;
  •  вариативный (существует несколько вариантов использования каждой его части); его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста, обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.

Работа с лэпбуком отвечает основным направлениям партнерской деятельности взрослого с детьми, на которые указывает Н.А.Короткова:

  • включенность воспитателя наравне с детьми;
  •  добровольное присоединение детей к деятельности;
  • свободное общение и перемещение детей во время деятельности; открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).

Содержание лэпбука будет зависеть от того, реализацию каких задач предполагает образовательная программа по той или иной теме. Работая над определённой  темой, необходимо затронуть все образовательные области, поэтому содержание лэпбука может содержать материал по всем пяти направлениям. Наполняемость лэпбука может быть разнообразной, это зависит от возраста детей и задач, поставленных программой и педагогом.

Создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей. А может быть еще и формой представления итогов проекта или тематической недели.

       Лэпбук –это  разновидность метода проекта.

Создание лэпбука содержит все этапы проекта:

 1. целеполагание (выбор темы)

2. разработка лэпбука (составление плана)

3. выполнение (практическая часть)

4. подведение итогов

 Какое значение имеет использование лэпбука в работе педагогов дошкольного образования для ребенка:

 1. Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал (особенно если ребенок визуал).

2. Ребенок не раз будет возвращаться к тематической папке, чтобы полистать ее, поиграть в игры, распложенные в ней, и незаметно для себя повторить пройденный материал.

 3. Лэпбук способствует развитию творческого мышления, развивает познавательный интерес.

 4. Лэпбук, содержащий в себе множество кармашков, окошечек, книжек раскладушек, по разному раскрывающихся, будет способствовать развитию мелкой моторики детей.

 5. Ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию.

 Какую пользу может принести такая тематическая папка для педагога?

 1. способствует организации материала по изучаемой теме в рамках комплексно-тематического планирования;

2. способствует оформлению результатов совместной проектной деятельности;

3. способствует организации индивидуальной и самостоятельной работы с детьми.

4. обеспечивает реализацию партнерских взаимоотношений между взрослыми и детьми.

5. способствует творческой самореализации педагога.

 

Таким образом, помимо информационно-коммуникативных технологий, которые активно внедряются в образовательный процесс и замещают живое эмоциональное общение детей с взрослыми, с родителями, детей друг с другом, есть замечательное современное доступное средство обучения, способствующее взаимодействию всех участников образовательного процесса.

Мой лэпбук, создан с целью расширения знания детей о сказках известного русского писателя А.С. Пушкина, создания интереса к его произведениям.

    Задачи:

  1. Формировать связную речь, обогащать словарь детей.
  2. Развивать навыки коллективной работы.

Содержание лэпбука «Сказки А.С.Пушкина»

  1. Портрет А.С.Пушкина.
  2. Разрезные картинки, пазлы (5 папок).
  3. Дидактические игры «Четвертый лишний».
  4. Конверт с загадками.
  5. Кармашек «Рисуем поэтапно героев сказок А.С.Пушкина».
  6.  Книжка-раскладушка «Угадай сказку» (отрывки из произведений А.С. Пушкина).
  7. Раскраски по сюжетам сказок.
  8. Викторина «Мы знаем сказки»