Понедельник, 26.08.2019, 02:13
Приветствую Вас, Гость

2 часть

Очень рада продолжить наше с Вами творчество. На этих страницах музыкальной гостиной «Содружество» я дополню по тематике народные потешки. Расскажу об играх со словом, об играх-шумелках, пальчиковых играх, о песенках, музыкальных играх. Из этого материала я выбираю необходимое и использую на музыкальных занятиях.

Немного о потешках

В народном творчестве сохранена мудрость, накопленная веками и проверенная много, много раз в правильном воспитании ребенка. Потешка помогает научить маленького человечка понимать речь, выполнять различные движения, которыми руководит слово. Слово в потешке напрямую связано с жестом. Именно поэтому к потешкам можно и нужно приучать даже самых маленьких, новорожденных. Они могут помочь им познакомиться со своим телом, со своими действиями во время дня, со всей семьей посредством игры и общения. Особенно популярны потешки про еду. Кушая с потешкой, малыш обязательно удивит Вас своим хорошим настроением и аппетитом! Так с помощью потешек начинается игровое «обучение» малыша. Потешки проговариваются на распев, чаще в медленном темпе. Если встречаются имена, использующиеся в потешках, нужно заменять их на имя ребенка, к которому Вы с этой потешкой обращаетесь.

Потешки в течение дня

ПОТЯГУШЕНЬКИ
ПРОСЫПАЕМСЯ И ПОТЯГИВАЕМСЯ С ПОТЕШКОЙ

Малыш открывает глаза, и для него начинается новый день. Дайте ему заряд любви и ласки с самого утра: подойдите к нему, присядьте на кровать, погладьте его, обнимите, поласкайте, приговаривая потешку. Такое пробуждение даст малышу заряд радости и бодрости на целый день.

Мы проснулись,
Потянулись,
Вместе солнцу улыбнулись.
Здравствуй, солнышко,
Колоколнышко!

 

УМЫВАЕМСЯ С ПОТЕШКОЙ

С потешкой Вам легче будет приучить малыша умываться по утрам и вечерам: он ведь будет знать, что водичка - его друг. Не забудьте поцеловать малыша в чистую щечку и сказать, какой он молодец, что умылся!

Ой, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся.
Знаем, знаем, да-да-да,
Где ты прячешься, вода!
Выходи, водица,
Мы пришли умыться!
Лейся на ладошку
По-нем-ножку.
Лейся, лейся, лейся
Пос-ме-лей,
Умывайся веселей!

ПРИЧЕСЫВАЕМСЯ С ПОТЕШКОЙ

 

Чтобы ребенок не убегал в другую комнату, завидев расческу, расскажем ему потешку о том, какой он красивый станет после того, как причешется. Стишок заворожит малыша, а мы в это время быстренько приведем его волосики в порядок.

Петушок-петушок,

Расчеши мне гребешок.
Ну, пожалуйста, прошу,
Я кудряшки расчешу.

ПОТЕШКИ ДЛЯ ОДЕВАНИЯ

Если ваш малыш не любит одеваться по утрам или на прогулку - заговорите ему зубы потешками, пока одеваете! Пока он будет слушать веселые стишки, вы можете спокойно его одевать.

Как по улочке,

Из переулочка,
Бежит серенький коток,
Отморозил коготок.
Шубка на нем
Заиндевела,
Брови и усы
Побелели.
Не ходи, кот, босиком,
Ходи в валенках,
В рукавицах ходи,
В теплых варежках.

ГОТОВИМ ЕДУ

Пока мама готовит кашку, ребенок сидит рядом - "помогает".

А тпру, тпру, тпру!
А тпру, тпру, тпру!
Не вари кашу круту,
Вари жиденькую,
Вари мяконькую,
Да молочненькую!

КУШАЕМ С ПОТЕШКАМИ

Потешка способна не только отвлечь малыша, если он не хочет есть, но и накормить его кашкой, которую он не очень любит. Рассказывайте ему потешки ласково, с улыбкой. Малыш будет хорошо кушать, и при этом будет развиваться его память и речь.

Кастрюля-хитруля
Нам кашку сварила,
Платочком накрыла.
И ждет, пождет,
Кто первым придет?

Гу-гу-гу, гу-гу-гу,
На зеленом на лугу,
На зеленом на лугу
Стоит чашка творогу.
Прилетели две тетери,
Поклевали, улетели.
Как они летели,
Мы на них глядели.
Ам!

КУПАЕМСЯ С ПОТЕШКАМИ

Малыш иногда протестует, против купания. Чтобы успокоить крошку, тихим ласковым голосом напевайте ему потешку во время купания.

Ой, лады, лады,
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся.

Кто тут будет куп-куп,
По водичке - хлюп-хлюп?
В ванну быстро - прыг, прыг,
В ванне ножкой - дрыг, дрыг!
Будет мыло пениться,
И грязь куда-то денется.

ЗАСЫПАЕМ С ПОТЕШКАМИ

Помимо колыбельных, народный фольклор имеет множество потешек, чтобы приготовить дитя ко сну, успокоить его, если он перевозбужден. Можно произносить их речетативом или напевать.

Баю-баю-баиньки,
В огороде заиньки.
Зайки траву едят,
Малым деткам спать велят.

(зажимаем пальчики)
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик лег в кровать,
Этот пальчик чуть вздремнул,
Этот пальчик уж уснул,
Этот пальчик крепко спит,
Никто больше не шумит.
- Тс-с-с...

***

Отзвенел звоночек.
Спать пора, цветочек.
Солнышко уснуло,
Тучка спать легла.
И волшебная синяя птица
Добрые сны тебе принесла.
Мамочка нежно обнимет тебя.
Засыпай моя деточка,
Радость моя!

 

***

 

 

Теперь давайте поговорим об очень полезных играх для ребенка.

 

Это игра со словом.

 

Чтобы развить у ребенка чувство ритма, выразительность движения, фантазию и воображение, хорошо использовать игры со словом. Эти игры можно проводить без музыкального сопровождения, просто напевая ребенку.

Текст игры можно не заучивать с ребенком специально. Он запоминается в процессе игрового действия. Главное условие - это выразительное, как бы нараспев, ритмичное произнесение текста. Текст любой игры можно специально использовать для развития у ребенка ритма. Его легко воспроизвести в хлопках.

В основе большинства игр – народные тексты. Соединяя слово, музыку и движение, можно решить задачи по развитию и коррекции речи.

 

Стихотворение с движениями «Птички»

Прилетели птички, птички-невелички,- Бегать и махать руками-крыльями.

Всё летали, всё летали, крыльями махали.- Бегать и махать руками-крыльями.

На кормушку прилетали, зёрнышки клевали.- Стучать пальцами по полу, повторяя несложный ритмический рисунок и говоря: «Клю,клю,клю…».

 

Стихотворение с движениями «Аты-баты»

Игра-диалог. Ребёнок и взрослый произносят текст и ритмично хлопают в ладоши, шлёпают по коленкам (или придумайте движения сами):

Аты-баты, шли солдаты,

Аты-баты, на базар.

Аты-баты, что купили?

Аты-баты, самовар.

 

 

Следующая страничка о сказках-шумелках.

Сказки-шумелки настоящее открытие для игры с Вашим ребенком.

Сказка-шумелка-это сказка, сопровождаемая шумовыми инструментами или подходящими для действия в сказке разными предметами.

В такой сказке текст составляется так, что после одной - двух фраз ребёнку есть возможность что-либо изобразить шумом.

Различение громких и тихих звуков, отрывистых и протяжных, высоких и низких развивает слух ребёнка, а копирование шумов способствует развитию мелкой моторики. Благодаря шумовому оформлению сказочек, у ребёнка развивается и умение сосредоточенно слушать, и хорошая реакция и память. Приведу пример из авторской программы Екатерины и Сергея Железновых из серии «Музыкальные обучалочки»:

 

МЫШИНАЯ ИСТОРИЯ
Осенью мышки весь день бегали туда и сюда, собирая запас на зиму.
(СТУЧИМ ПАЛЬЧИКАМИ ПО БАРАБАНУ ИЛИ КОРОБКЕ)

И вот, наконец, с неба стали падать красивые белые снежинки.
(УДАРЯЕМ ПАЛОЧКОЙ ПО МЕТАЛЛОФОНУ ИЛИ БОКАЛАМ)

Они покрыли замёрзшую землю пушистым белым одеялом, и вскоре на этом снегу появились маленькие следы мышиных лапок.
(УДАРЯЕМ ПО ТРЕУГОЛЬНИКУ ИЛИ ПОДВЕШЕННОЙ ЛОЖКЕ)

Мыши попрятались в свои норки, где у них было очень много еды.

Они грызли орешки,
(ИСПОЛЬЗУЕМ ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ)

Грызли зёрнышки
(ПРОВОДИМ ПАЛОЧКОЙ ПО ДЕРЕВЯННОЙ РАСЧЁСТКЕ)

И устраивали себе из соломы тёплые гнёздышки.
(ШУРШИМ ПАКЕТОМ ИЛИ БУМАГОЙ)

Особенно они любили лакомиться сладкими корешками.
(ПРОВОДИМ ПАЛОЧКОЙ ПО ГОФРИРОВАННОМУ КАРТОНУ)

А снаружи на землю каждый день падал снег и шумел ветер.
(ДУЕМ В БУТЫЛКУ)
Но мышкам было очень хорошо под снегом в тёплых норках.
(УДАРЯЕМ ПАЛОЧКОЙ ПО МЕТАЛЛОФОНУ ИЛИ БОКАЛАМ)

Конец

К сказкам-шумелкам есть некоторые правила,

как играть с ребенком в сказочку-шумелку.
 

Сказочка или история должны быть выучены так, чтобы можно было рассказывать наизусть.

Не следует перегружать рассказ звуковыми эффектами, на первом месте должна оставаться всё же сама история, а не игра на инструментах.

Благодаря использованию инструментов история или сказочка должна стать более интересной и яркой.

Проверьте звучание ударных инструментов, найдите необходимый звуковой эффект.

Если дома нет необходимых музыкальных инструментов, подберите для игры подходящие звучащие предметы.

Когда игра уже знакома ребенку - предложите выбрать малышу самому понравившиеся инструменты и дать время ему проверить звучание.

Обеспечьте благоприятную, спокойную обстановку для проведения занятия, такую, чтобы и Ваш рассказ, и шумовое оформление произвели впечатление.

Во время исполнения используйте жесты и мимику, говорите медленно и выразительно, выдерживайте паузы.

Во время рассказа чаще глядите малышу в глаза.

Игра на инструменте должна звучать после очередной фразы, иллюстрируя ее.

Инструмент берите в руки только для игры и затем откладывайте.

Инструмент должен отзвучать прежде, чем Вы продолжите рассказ.

Побуждайте ребёнка к игре на инструментах. Вступление можно подсказывать взглядом, жестом или заранее условленным сигналом.

Мимикой и жестами можно подсказывать ребёнку громкость и скорость игры. Лучше не прерывать без особой необходимости игру ребёнка.

Взрослый должен подготовить указания для игры на инструментах заранее, но в то же время быть готовым поддержать незапланированное вступление ребёнка, его творческую инициативу.

Следует тщательно продумывать окончание историй. Стремиться к тому, чтобы оно было ярким, оригинальным. Если возможно, надо дать ребёнку закончить историю по своему усмотрению с соответствующим звуковым оформлением.

А теперь хочу поговорить о следующих музыкальных движениях, песенках, играх, которые я использовала непосредственно на разных занятиях.

Это будет интересно - поиграть с ребеночком дома.

 

«Ходить и бегать»(сл.Н.Френкель)

Раз, два, раз! - под весь следующий текст бодро ходим, не останавливаясь.

Раз, два, раз!

Весело, весело мы идем.

Раз, два, раз!

Раз, два, раз!

Песенку, песенку мы поем.

А теперь бегом, бегом – под весь следующий текст тихонечко бегаем.

И по комнате кругом.

Вот как быстро мы бежали

И нисколько не устали.

Вот как быстро мы бежали

И устали да-да-да!

 

Упражнение на различение тихих и громких звуков (слова Ю.Островского)

  1. Тихо, тихо ручки хлопают

Тихо, тихо ручки хлопают

Громче хлопают, сами хлопают

Ну и хлопают, вот так хлопают!

 

  1. Тихо, тихо ножки топают

Тихо, тихо ножки топают

Громче топают, сами топают

Ну и топают, вот как топают!

 

А вот песенка, которую можно напевать, укладывая куклу или любую игрушку спать.

«Баю-баю» (сл.М.Чарной)

 

1.Баю, баю, баю,

Куколку качаю (можно «мишеньку качаю» и т.д.)

Куколка устала,

Целый день играла.

2.Баю, баю, баю,

Баю, баю, баю,

Кукла засыпает, (можно «мишка засыпает»)

Глазки закрывает.

 

А теперь игра, в которую очень любят дети играть.

 

Игра с мишкой «Ловишки» (автор И.Дзержинская)

 

Мишку сажают на стульчик и поворачивают спиной к ребенку. Заранее с ребенком договариваются, какой у него будет домик. Это может быть стульчик, на который он сядет, убегая от мишки. Очень тихо на цыпочках играющие подходят к мишке и, не трогая его, (а мишка в это время сидит, повернутый спиной к ребенку) говорят:

«Мишка, мишка ты спишь? (кто-то из взрослых посапывает за мишку)

Мишка, мишка, ты храпишь? (опять кто-то из взрослых похрапывает за мишку)

Раз, два, три! - громко говорят и хлопают в ладоши

Раз, два, три!

Ну, скорее нас лови!

( Кто-то из взрослых поворачивает мишку и говорит: « Кто меня разбудил? Вот сейчас догоню, догоню». Ребенок убегает и садится на стульчик, а мишка догоняет его, но конечно никак не может догнать. Детям на занятиях очень нравится убегать от мишки, и что он никак не может их догнать)
 

И конечно, подключаю в музыкальную гостиную пальчиковые игры.

 

Пальчиковые игры несут в себе развивающее, оздоравливающее воздейст­вие. Работы В.М. Бехтерева до­казали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать на­пряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев. Такую тренировку следует начинать с са­мого раннего детства.

Прочитайте, пожалуйста, о правилах проведения пальчиковых игр в первой музыкальной гостиной. Это важно!

 

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

 

КРЮЧОЧКИ

 

Это наши мальчики - энергично выполнять кистями рук «фонарики», (т.е.руки подняты над головой, ладони повернуты кверху, пальчики раскрыты)

Маленькие пальчики

Крепко держатся дружочки - сцепить мизинцы обеих рук и тянуть в разные стороны

Не разжать нам их крючочки

А ещё мы можем так: - движение «фонарики»

Вот ладонь, а вот кулак - энергично разжимать и сжимать в кулачки пальцы обеих рук

Хочешь, тоже делай так –

То ладонь, а то – кулак!

 

ХВОСТАТЫЙ – ХИТРОВАТЫЙ

 

Эй, хвостатый, хитроватый хлопать в ладоши на каждый слог

Это ты в ветвях повис? Потряхивать кистями рук

- С-с-с-с-с-с-с! приложить пальцы к губам

Эй, хвостатый, хитроватый хлопать в ладоши
это ты в траве шуршишь? Потереть ладошку о ладошку

- Ш-ш-ш-ш-ш! приложить пальцы к губам

Эй, хвостатый, хитроватый хлопать в ладоши

  • боюсь твоих «шу-шу». Погрозить пальцем

У- ку – шу! Сделать «зубы» из кистей рук, соединять и размыкать

СОРОКОНОЖКИ

 

Две сороконожки пальчиками изображают движение ног сороконожки

  • по дорожке. пальцы правой руки бегут по левой руке

Побежали, побежали пальцы левой руки бегут по правой руке

  • друг дружечку догнали. пальцы встречаются на груди

Так друг дружечку обняли, сцепить пальцы в замок, потянуть сцепленные пальцы в стороны

  • едва мы их разняли. расцепить пальцы

 

 

Продолжаем слушать с ребенком классическую музыку.

Вот перечень новых пьес, которые нужно включать ребенку негромко, с некоторыми интервалами после прослушивания. Так же хорошо включить музыку, когда он рисует или спокойно играет.

Фонограммы для слушания составлены из классической музыки и взяты из программы Петровой В.А. «Малыш» (по длительности они очень небольшие)

 

1.В.Моцарт «Менуэт Фа мажор»

http://muzofon.com/search/менуэт%20фа%20мажор%20моцарт

2.Ж.Люлли «Гавот»

http://muzofon.com/search/Люлли%20гавот

3.Э.Григ «Птичка» из «Лирических пьес»

http://muzofon.com/search/григ%20птичка

4.А.Лядов «Танец комара»

http://freemuzichka.com/tunes/А%20Лядов

5.А.Лядов «Плясовая»

http://myzlo.info/poisk/А%20Лядов%20плясовая

6.М.Глинка «Полька ре минор»

http://vmusice.net/mp3/%EF%EE%EB%FC%EA%E0+%EC+%E3%EB%E8%ED%EA%E0 -->